Развитие ночной истребительной авиации Люфтваффе в ходе 2-й мировой войны

23 марта 1941 г. для координации всей противовоздушной обороны Германии на базе 1-го зенитного корпуса (l.Flakkorps) было сформировано т.н. центральное командование Люфтваф­фе (Luftwanenbefehlshaber Mitte) (05.02.1944 г. на его базе был сформирован воздушный флот «Рейх») во главе с генерал-оберстом Хубертом Вейзе (Hubert Weise). Его штаб располагался в берлинском районе Ванзее (Berlin-Wansee), и ему в оперативное подчинение наравне с дневными были переданы и ночные ис­требители.

Сама ночная истребительная авиация также нуждалась в более четкой системе управления, и потому 1 августа 1941 г. на основе штаба 1-й ночной истребительной авиадивизии был сформирован штаб 12-го авиакорпуса (XII.Fliegerkorps) (15.09.1943 г. был переименован в 1-й истребительный авиакорпус Развитие ночной истребительной авиации Люфтваффе в ходе 2-й мировой войны). Од­новременно в Ольденбурге был вновь сформирован штаб 1-й ночной авиадивизии, командиром которой стал генерал-май­ор Курт-Берттрам фон Дёринг (Kurt-Berttram von Coring). 9 авгу­ста командиром 12-го авиакорпуса был назначен генерал-майор Каммхубер, у которого теперь в подчинении, кроме 1-ой ноч­ной авиадивизии, находились 1-я и 2-я зенитно-прожекторные дивизии (Flakscheinwerfer-Division 1, 2), а также 201-й, 202-й и 203-й полки связи Люфтваффе.

1 сентября 1941 г. в Шлезвиге на основе т.н. Zerstorer-Erganzungsgruppe и 4./ZG2 была сформирована II./NJG3, а 29 сентября в Штаде на базе штаба ZG26 был создан штаб NJG3. Командиром NJG3, в которую первоначально вошли Развитие ночной истребительной авиации Люфтваффе в ходе 2-й мировой войны I./NJG3 и II./NJG3, был назначен бывший командир ZG26 майор Йоханнес Шалк (Johannes Schalk) (Всего на его счету была 21 победа, из них 11 на Восточном фронте). Через месяц в Шта­де на базе II./ZG76 была сформирована III./NJG3 во главе с гауптманом Хейнцем Наке (Heinz Nacke) (В составе «Легиона «Кондор» участвовал в войне в Испании, летая на самолете-разведчике. Был одним из лучших асов, летавших на Bf-110. Одержал 12 побед и 02.11.1940 г. был награжден Рыцарским Крестом. Закончил войну в звании оберста) и NJG3 стала вто­рой полноценной эскадрой ночных истребителей Люфтваффе.

1 ноября 1941 г. в Леувардене на базе 4./NJG2 (Была Развитие ночной истребительной авиации Люфтваффе в ходе 2-й мировой войны сформирована еще в ноябре 1940 г. на базе 1./ZG2 и до этого входила в состав I./NJG2) и 4./NJG1 была сформирована II./NJG2 (01.10.1942 г. была переименована в IV./NJG1. В тот же день на базе III./NJG2 была сформирована «новая» I1./NJG2) во главе с бывшим командиром 4./NJG1 обер-лейтенантом Гельмутом Лентом. В тот же день была сформирована еще одна эскадра ночных истребителей — NGJ2, в составе которой пока было лишь две группы — I./NJG2 и II./NJG2. Командиром эскадры был назначен быв­ший командир I./NJG2 майор Карл Хюлсхофф.

В течение 1942 г. было сформировано еще две эскадры ночных истребителей Развитие ночной истребительной авиации Люфтваффе в ходе 2-й мировой войны — NJG4 (Интересно, что ее штаб был сформирован еще 18.04.1941 г.) под командованием майора Ру­дольфа Штолтенхоффа (Rudolf Stoltenhof) и NJG5 во главе с майором Фритцем Шаффером (Fritz Schaffer). В апреле 1942 г. была сформирована II./NJG4, 1 мая на основе 1./NJG1, 4./NJG1 и 8./NJG1 была создана III./NJG4 во главе с майором Куртом Холлером (Kurt Holler) (Погиб 22.06.1943 г. На его счету было 19 побед), a 1 сентября на базе 9./NJG1, 2./NJG3 и 9./NJG4 была сформирована I./NJG4 под командо­ванием гауптмана Вильгельма Хергета (Wilhelm Herget). В сентябре в Стендале на основе II./ZG2 была сформирована I./NJG5 во главе с гауптманом Зигфридом Вандамом (Siegfried Wandam Развитие ночной истребительной авиации Люфтваффе в ходе 2-й мировой войны), а в декабре в Пархиме на базе экипажей 3./NJG2 и 7./NJG3 - II./NJG5 под командованием гауптмана Рудольфа Шенерта (Rudolf Schonert) (05.08.1943 г. Шёнерт был назначен командиром 1./NJG100, а 01.01.1944 г. он стал командиром NJGr.10 и оставался на этой должности до 06.03.1945 г. Всего на его счету было 64 победы, из них 35 он одержал на Восточном фронте). Также в декабре 1942 г. в Лехфельде была сформирована IV./NJG5 во главе с майором Ген­рихом цу Сайн-Витгенштейном.



Кроме того, в марте 1942 г. была сформирована III./NJG2 (01.10.1942 г. она была переименована в II./NJG2 и была сформиро­вана заново лишь 15.08.1943 г. на базе V./NJG6) под Развитие ночной истребительной авиации Люфтваффе в ходе 2-й мировой войны командованием гауптмана Герберта Бенша (Herbert Bonsch) (Погиб 01.08.1942 г. Всего на его счету было 11 побед, в т.ч. 10 ночных), в октябре на основе II./NJG2 была создана IV./NJG2 во главе с гауптманом Лентом, а в ноябре на базе 1./NJG2 и 9./NJG2 была сформирована IV./NJG3 (30.10.1944 г. она «поменялась» обозначениями с III./NJG2) под командованием майора Эриха Си­мона (Erich Simon) (Пропал без вести (погиб) 07/08.10.1943 г. На его счету было 17 побед).

Быстрый рост ночной истребительной авиации требовал соответствующего количества самолетов, но вот тут у Люфт­ваффе и возникли главные проблемы. Так, например, с янва­ря 1941 г. до февраля 1942 г Развитие ночной истребительной авиации Люфтваффе в ходе 2-й мировой войны. общая штатная численность ноч­ных истребительных групп и эскадрилий увеличилась на 88% — со 195 до 367 самолетов, в то время как истребителей в при­годном для вылетов состоянии реально в их составе было ме­нее 50%. Главной причиной такого положения было прекра­щение производства самолетов Bf-110 и одновременное отсутствие другого самолета, способного заменить его. Если в феврале 1941 г. было изготовлено 123 Bf-110, то затем их про­изводство начало неуклонно снижаться, и в декабре 1941 г. был выпущен только один самолет, а в январе 1942 г. вообще ни одного (см. таблицу № 1)!

Министерство авиации надеялось, что в течение 1941 г. фирма «Мессершмитт» сумеет довести свой новый истреби­тель Ме-210 и что Люфтваффе Развитие ночной истребительной авиации Люфтваффе в ходе 2-й мировой войны смогут получить самолет, пре­восходящий Bf-110 по своим характеристикам. Однако, когда в конце 1941 г. окончательно стало ясно, что этим надеждам не суждено сбыться, боеготовность частей ночной истреби­тельной авиации уже упала до крайне опасного уровня. При этом ситуация усугублялась тем, что нехватку Bf-110 было прак­тически нечем восполнить. Первоначально даже выдвигалась идея возобновить производство Do-17Z и Do-215, но оказа­лось, что это уже технически невозможно. Новый Do-217J-l, совершивший в конце 1941 г. первый испытательный полет, тоже принес разочарование — слишком слабые стойки шасси создавали массу проблем при взлете и посадке, самолет имел недостаточную маневренность и Развитие ночной истребительной авиации Люфтваффе в ходе 2-й мировой войны недостаточно мощные двига­тели (Фактически это был бомбардировщик Do-217E-2, у которого в но­совой части установлено дополнительное вооружение, а в переднем бомбоотсеке — дополнительный 300-литровый топливный бак. На нем со­хранились тормозные щитки, открываемые люки бомбоотсеков, система подвески и сброса бомб и подфюзеляжная огневая точка, т.е. вещи, которые были абсолютно бесполезны на ночном истребителе. При этом Do-217J-l из-за установленного дополнительного вооружения и РЛС ве­сил на 750 кг больше, чем Do-217E-2, а его максимальная скорость упала с 520 до 430 км/ч! Поэтому после того, как «новые» Do-217J-l прибыва­ли в боевые части, их сразу «облегчали» почти на Развитие ночной истребительной авиации Люфтваффе в ходе 2-й мировой войны 2000 кг, снимая все ненуж­ное. Даже Do-217N-l, запущенный в производство в декабре 1942 г., отли­чался от Do-217J лишь двигателями DB603). Уровень же производства Ju-88C-2 и С-4 едва покрывал их потери, при этом все они покидали авиазаводы в стандарт­ной комплектации дневного тяжелого истребителя, и лишь по­том в специальных технических центрах в Гютерсло и Верле переоборудовались в ночные истребители. Фирма «Мессершмитт» получила приказ срочно возобновить производство Bf-110 хотя бы на уровне 42 самолетов в месяц, что ей удалось сделать только в марте 1942 г.

1 мая 1942 г. одновременно были сформированы сразу три истребительные авиадивизии Люфтваффе Развитие ночной истребительной авиации Люфтваффе в ходе 2-й мировой войны (Jagddivision), в подчинение которым были переданы как дневные, так и ноч­ные истребители. 1-я истребительная авиадивизия (15.09.1943 г. была переименована в 3-ю истребительную авиадиви­зию и в тот же день заново сформирована на базе 4-й истребительной авиадивизии) во главе с генерал-лейтенантом фон Дёрингом была создана на основе 1-й ночной истребительной авиадивизии. Командный пункт дивизии находился в Деелене в Голландии, и она отвечала за оборону Голландии, северной Бельгии и Рура. 2-я истреби­тельная авиадивизия под командованием генерал-лейтенанта Вальтера Швабедиссена (Walter Schwabedissen) была сформиро­вана в Штаде на базе 1-й зенитно-прожекторной дивизии и при­крывала северо-западные районы Германии Развитие ночной истребительной авиации Люфтваффе в ходе 2-й мировой войны и Берлин. 3-я ис­требительная авиадивизия (15.09.1943 г. была переименована в 4-ю истребительную авиадивизию), командиром которой был назначен оберст Вернер Юнк, имела командный пункт в Меце и отве­чала за оборону южной Бельгии, северной Франции и юго-западных районов Германии.

Командир 12-го авиакорпуса генерал-лейтенант Каммхубер планировал к сентябрю 1942 г. покрыть густой сетью зон «Himmelbett» все основные маршруты полета английских бом­бардировщиков и наиболее важные оборонительные районы Германии. Не должно было остаться никакого промежутка, чтобы противника можно было атаковать на всем протяжении его полета к цели и обратно. Для реализации этого плана Каммхубер запросил у командования Люфтваффе 600 РЛС «Вюрцбург-Гигант Развитие ночной истребительной авиации Люфтваффе в ходе 2-й мировой войны» (Тогда их месячное производство составляло 30 РЛС), 8 новых эскадр ночных истребителей и дополнительно 150 тысяч человек личного состава. Кроме того, он предложил заменить радары «Вюрцбург-Гигант» новыми РЛС «Панорама» («Panorama») с дальностью действий 120 км, а также оборудовать самолеты новыми бортовыми РЛС большей дальности. Возможно, в другое время эти, конечно завышенные, требования и могли бы быть восприняты командованием, но тогда и Геринг и начальник Генерального штаба Люфтваффе генерал-оберст Ханс Ешоннек (Hans Jeschonnek) (Родился 09.04.1899 г. Участвовал в 1-й мировой войне, сначала в пехо­те, а затем в авиации. 01.02.1939 г. 39-летний оберст Ешоннек был назна­чен начальником Генерального штаба Люфтваффе (Chef der Generalstabes der Развитие ночной истребительной авиации Люфтваффе в ходе 2-й мировой войны Luftwaffe). В августе 1939 г. ему было присвоено звание генерал-май­ора, а 01.04.1942 г. — звание генерал-оберста. 19.08.1943 г. Ешоннек не­ожиданно покончил жизнь самоубийством, при этом причина так и оста­лась неизвестной) отнеслись к ним, как к настоящей утопии, и категорически их отвергли. Однако Каммхубер и начальник оперативного отдела его штаба оберст Хоффманн (Hoffmann) так легко не сдались. Если Люфтваффе не могли им помочь укомплектовать личным составом новые ко­мандные пункты и РЛС, то они решили использовать местные организации НСДАП, «Гитлерюгенда» и «Германского трудо­вого фронта» (Deutsche Arbeitsfront, сокр. DAF - общенациональная организа­ция, созданная 10.05.1933 г., заменившая собой профсоюзы. В Развитие ночной истребительной авиации Люфтваффе в ходе 2-й мировой войны 1942 г. численность DAF составляла около 25 млн человек). Таким образом, были собраны тысячи добро­вольных помощников для службы связи Люфтваффе и к ян­варю 1943 г. ее численность возросла до 30 тысяч человек, из которых 14 тысяч составляли женщины-добровольцы.

С увеличением числа ночных налетов английских бомбарди­ровщиков и усилением их мощи постепенно продолжался и процесс роста численного состава ночной истребительной авиа­ции. 1 января 1943 г. в Майнце была сформирована IV./NJG4 во главе с майором Генрихом Вохлерсом (Heinrich Wohlers), в апреле в Нейруппине (Neuruppin) — I1I./NJG5 под командова­нием Вальтера Борхерса (Walter Borchers) (Командир NJG5 оберст-лейтенант Борхерс погиб в ночь на 05.03.1945 г., г Развитие ночной истребительной авиации Люфтваффе в ходе 2-й мировой войны когда над Лейпцигом сам был сбит английским ночным истребителем.. Всего на его счету было 63 победы, из них 48 он одержал ночью), 11 августа в Инстербурге — V./NJG5 (10.05.1944 г. была переименована в 11./NJG5) во главе с гауптманом Петером Эрхардом (Peter Erhard) (Всего на его счету было 22 победы).

В мае 1943 г. в Отопени (Otopen) была сформирована IV./NJG6 под командованием майора Герберта Лютье (Herbert Liitje) (С 13.09.1944 г. и до конца войны оберст-лейтенант Лютье был ко­мандиром NJG6. Всего на его счету было 47 ночных побед, в т.ч. 6 в ночь 13/14.05.1943 г. Кроме того, еще 3 победы он одержал днем в составе JG Развитие ночной истребительной авиации Люфтваффе в ходе 2-й мировой войны2. В 60-е годы служил в Бундеслюфтваффе. Умер в 1967 г.). В июне в Штутгарте была сформирована V./NJG6 во главе с майором Паулем Земрау (Paul Semrau), но уже в июле она была переименована в III./NJG2 (На базе «старой» III./NJG2 еще 01.10.1942 г. была сформирована II./NJG2). 1 августа на базе IV./NJG4 была сформирована I./NJG6, и, наконец, 15 сентября 1943 г. в Нейбурге (Neuburg) — H./NJG6 под командованием майора Рольфа Леухса (Rolf Leuchs) (Всего на его счету было 10 побед). В тот же день в Шлейсхейме была сформирована NJG6 под командованием майора Фритца Шаффера (Вместо него командиром NJG5 был назначен майор Гюнтер Радуш), ставшая Развитие ночной истребительной авиации Люфтваффе в ходе 2-й мировой войны последней полноценной эскадрой ночных истребителей в Люфтваффе.

В 1943 г. были также сформированы и две учебно-боевые эскадры ночных истребителей. 20 марта в Шлейсхейме на базе 1-й ночной истребительной авиашколы была создана NJG101 под командованием оберста Рудольфа Штолтенхоффа, а 15 де­кабря в Китцингене была вновь сформирована NJG102 во гла­ве с майором Альбертом Блуменсаатом.

В конце весны 1943 г. Каммхубер предпринял еще одну тщетную попытку кардинально усилить ночную истребитель­ную авиацию. Пойти на этот шаг его вынудило вступление в войну американской авиации, которое существенно изменило весь ход боевых действий над Европой (Германия объявила войну США еще 11.12.1941 г., т.е. через два Развитие ночной истребительной авиации Люфтваффе в ходе 2-й мировой войны дня после нападения Японии на Пирл-Харбор). Летом 1942 г. в Анг­лию была переброшена 8-я воздушная армия США, и 17 августа американские бомбардировщики совершили первый боевой вы­лет, атаковав цели в Северной Франции. Днем 27 января 1943 г. В-17 из 8-й воздушной армии впервые совершили налет на территорию Германии, сбросив бомбы на Вильгельмсхафен. Тогда командование Люфтваффе еще не знало, что американ­цы ограничатся лишь дневными действиями (В январе 1943 г. на конференции в Касабланке союзники утверди­ли основные принципы воздушной войны против Германии и договори­лись, что американские бомбардировщики будут совершать дневные на­леты, а английские — ночные), и ожидало зна­чительного усиления ночных налетов. Поэтому Развитие ночной истребительной авиации Люфтваффе в ходе 2-й мировой войны в мае 1943 г. Каммхубер разработал план увеличения мощи ночной истре­бительной авиации. Он предусматривал формирование 3-х ис­требительных авиакорпусов, в каждый из которых входило по две истребительные авиадивизии. В составе каждой авиадиви­зии должно было быть по 3 эскадры ночных истребителей, в каждой эскадре — по 4 авиагруппы по 30 самолетов. Таким образом, предполагалось сформировать сразу 18 эскадр общей численностью 2160 истребителей, в то время как на тот мо­мент в ночной истребительной авиации было всего около 600 самолетов!

21 мая Каммхубер представил свой план Герингу, а спустя четыре дня он в присутствии Кейтеля и Геринга докладывал уже Гитлеру. Однако Гитлер даже не дал Развитие ночной истребительной авиации Люфтваффе в ходе 2-й мировой войны Каммхуберу догово­рить, заявив, что все представленные им данные о численнос­ти авиации союзников неверны и потому нет необходимости в срочном укреплении ночной истребительной авиации. Кейтель и Геринг сидели молча, не смея возразить Гитлеру, хотя оба знали, что Каммхубер опирался в своих расчетах на до­клад, составленный OKW, цифры в котором полностью соот­ветствовали действительности. Поэтому Каммхубер сам был вынужден обратиться за поддержкой к Герингу, но тот, поте­ряв контроль над собой, начал кричать на Каммхубера: «Вы страдаете гигантоманией! Если Вы хотите иметь под командо­ванием все Люфтваффе, то почему бы Вам не занять мое крес­ло?!» После этой встречи Развитие ночной истребительной авиации Люфтваффе в ходе 2-й мировой войны у Гитлера OKW «доработало» свой доклад, заменив все цифры о численности авиации союзни­ков на меньшие, а уже 26 мая английская радиостанция «Сол­датская радиостанция Кале» («Soldatensender Calais») (Вела пропагандистские передачи на Германию, которые представ­ляли собой хорошо продуманную смесь из популярной музыки и выпус­ков новостей. При создании передач их авторы опирались на обширную картотеку, составленную на основе разведданных и данных радиопере­хвата. В ней, в частности, имелись имена и фамилии почти всего коман­дного состава Люфтваффе вплоть до командиров авиагрупп и эскадри­лий, что придавало передачам необходимую достоверность. После высадки союзников в Нормандии была переименована в «Солдатскую радио­станцию Запад Развитие ночной истребительной авиации Люфтваффе в ходе 2-й мировой войны» («Soldatensender West»)) сообщила, что предложения Каммхубера об укреплении противовоздуш­ной обороны были отвергнуты Гитлером, который при этом назвал их «гигантоманией».

С этого времени влияние Каммхубера на дальнейшие со­бытия начало стремительно падать. 15 сентября 1943 г. 12-й авиакорпус был переименован в 1-й истребительный корпус (1 Jagdkorps) и его командиром был назначен генерал-майор Йозеф Шмид (Josef Schmid), a 27 ноября 1943 г. генерал авиа­ции Каммхубер (Это звание ему было присвоено 01.01.1943 г.) был назначен командующим 5-м воздушным флотом в Норвегии. Для него это была своеобразная «ссыл­ка», так как в составе 5-го флота было всего около 500 самоле­тов всех типов, включая транспортные Развитие ночной истребительной авиации Люфтваффе в ходе 2-й мировой войны и связные. По мнению же большинства пилотов ночной истребительной авиации, это была непростительная ошибка руководства Люфтваффе (16.09.1944 г. на базе 5-го воздушного флота было сформировано т.н. Командование Люфтваффе в Норвегии (Kommadierende General der Deutsche Luftwaffe in Nonvegen), и 10.10.1944 г. во главе его вместо Каммхубера был поставлен генерал-майор Эдуард фон Шлейх (Eduard von Schleich). С этого времени и до конца войны Каммхубер находился в резерве OKL и уже не занимал никаких значимых командных постов. В июле 1956 г. генерал Каммхубер стал первым инспектором (командую­щим) Бундеслюфтваффе ФРГ и занимал этот пост до своего выхода в отставку в 1962 г.).

Удивительно, но до 1944 г Развитие ночной истребительной авиации Люфтваффе в ходе 2-й мировой войны. ночная истребительная авиа­ция Люфтваффе не имела самолета, который был бы специ­ально сконструирован в качестве ночного истребителя. Все самолеты, имевшиеся на ее вооружении, были лишь более или менее удачно приспособленными для этих целей бомбарди­ровщиками и тяжелыми дневными истребителями, хотя еще с октября 1941 г. фирма «Хейнкель» вела работы над проектом ночного истребителя Не-219. В январе 1942 г. Не-219 был одоб­рен тогдашним командиром 12-го авиакорпуса генерал-лейте­нантом Каммхубером, который сразу же предложил заменить им истребители Bf-110. Однако техническое управление RLM и, прежде всего, генерал-фельдмаршал Эрхард Мильх, отве­чавший за техническое оснащение Люфтваффе, отклонили это предложение, заявив, что Развитие ночной истребительной авиации Люфтваффе в ходе 2-й мировой войны производство Не-219 начнется не раньше 1945 г. (Мильх считал, что в качестве ночного истребителя необходимо было развивать Ju-188, а программу Не-219 вообще закрыть. И это несмотря на то, что Ju-188 при производстве требовал на 10% больше затрат и материалов, чем Не-219, и в то же время обладал худшими характеристи­ками по сравнению с тем же Не-219) Вопрос о создании специального ночного ис­требителя несколько раз обсуждался на различных совещани­ях, и, в конце концов, Каммхуберу удалось добиться, чтобы фирма «Хейнкель» получила заказ на серию из 12 опытных самолетов. Практически лишь благодаря стараниям Каммхубера 6 ноября 1942 г. прототип He-219V1 «VG+LW» совершил Развитие ночной истребительной авиации Люфтваффе в ходе 2-й мировой войны свой первый пробный полет.

В начале июня 1943 г. Каммхубер добился, чтобы несколь­ко готовых Не-219 были отправлены не на обычные летные испытания в Рехлин, а были переданы пилотам штабного зве­на I./NJG1 во главе с майором Вернером Штрейбом (25 и 26 марта 1943 г. он в качестве пилота Не-219 участвовал в сравнительных испытаниях Не-219 и Ju-188). В ночь с 11 на 12 июня 1943 г. 693 английских бомбардировщика совершили налет на Дюссельдорф. Штрейб вылетел на Не-219 и в течение получаса сбил сразу 5 бомбардировщиков. Однако при посадке Штрейб не справился с управлением, и самолет по­терпел аварию. Не-219 был полностью разрушен, но Штрейб и его Развитие ночной истребительной авиации Люфтваффе в ходе 2-й мировой войны радиооператор совершенно не пострадали. Драмати­ческий финал первого боевого вылета уже не мог умень­шить достоинства Не-219 в глазах пилотов I./NJG1. В тече­ние 10 дней они сбили 26 четырехмоторных бомбардировщиков и 6 «Москито», показав боевой потенциал этого самолета. Тем не менее, несмотря на такой успех, Мильх по-прежнему воз­ражал против серийного производства Не-219. Только в янва­ре 1944 г. по решению рейхсминистра вооружений Альберта Шпеера (Albert Speer) самолет был запущен в серийное произ­водство

1 января 1944 г. на аэродроме Вернёхен (Werneuchen) была сформирована т.н. 10-я ночная истребительная группа (Nachtjagd-gruppe 10, сокр. NJGr.10) под командованием майора Рудоль­фа Шенерта. 1./NJGr.10 под командованием Развитие ночной истребительной авиации Люфтваффе в ходе 2-й мировой войны гауптмана Фридриха-Карла Мюллера была оснащена одноместными истребителями Bf-109G и FW-190A, 2./NJGr.10 во главе с гауптманом Людке (Ludtke) была вооружена Bf-110 и Ju-88, a 3./NJGr.10 под ко­мандованием гауптмана Густава Тхама (Gustav Tham) (Всего на его счету было 14 побед) имела на вооружении сначала Не-219, а позднее Та-154. 10 мая в Хагенау (Hagenau) на базе II./NJG5 (В тот же день на основе V./NJG5 была сформирована «новая» II./NJG5) была сформирована III./NJG6 под командованием гауптмана Леопольда Феллерера (Leopold Fellerer) (Всего на его счету была 41 победа, из них 39 ночных).

В 1944 г. командование Люфтваффе предприняло попытку сформировать еще две эскадры — NJG Развитие ночной истребительной авиации Люфтваффе в ходе 2-й мировой войны7 и NJG11. Однако из-за нехватки подготовленных экипажей и самолетов NJG7 вообще не удалось создать, в NJG11 были сформированы лишь две группы, а штаб эскадры так и не был создан. В феврале в Мюнстере на базе III./KG3 была сформирована I./NJG7 под командованием майора Хорста Бенгша (Horst Bengsch), но уже 30 октября того же года она была переименована в IV./NJG2 (23.02.1945 г. была переименована в NSGr.30).

26 августа на основе экипажей 6./JG300 и 1./NJGr.10 была сформирована I./NJG11 под командованием гауптмана Фридриха-Карла Мюллера (Friedrich-Karl Miiller). Она стала первой груп­пой в составе ночной истребительной авиации, оснащенной од Развитие ночной истребительной авиации Люфтваффе в ходе 2-й мировой войны­номоторными истребителями Bf-109G и FW-190A. В ноябре 1944 г. на базе 25 истребителей 10./JG300 была создана II./NJG11 под командованием гауптмана Финкельдея (Finkeldey). 1 декаб­ря 1944 г. на основе III./KG2 была сформирована V./NJG2 во главе с майором Альбертом Шрейвейсом (Albert Schreiweis). 4янва-ря 1945 г. в Бонне на основе 1./NJG11, 3./NJG11 и остатков т.н. Erganzungs-Nachtjagdgruppe (Была сформирована 01.04.1944 г., а затем 02.11.1944 г. на ее базе была создана I./EJG2) была сформирована III./NJG11 во главе с гауптманом Фритцем Краузе (Всего на его счету было 28 побед).

В ноябре 1944 г. для изучения возможности использова­ния новых реактивных самолетов Развитие ночной истребительной авиации Люфтваффе в ходе 2-й мировой войны Ме-262 и Аг-234 в каче­стве ночных истребителей было создано два эксперименталь­ных командования. На аэродроме Бург (Burg) около Магдебурга было сформировано «Sonderkommando Welter» во главе с обер-лейтенантом Куртом Вельтером, а в Ораниенбурге — т.н. Erprobungskommando 234 (Также было известно, как «Sonderkommando Bisping») во главе с гауптманом Биспингом (Bisping). В составе первого было два одноместных Ме-262А-1а, но только один из них был оснащен РЛС FuG218 «Neptun-J», а в составе второго — три Аг-234В (прототипы V-12 «PH+ST» W.Nr. 130022, V-19 и V-20).

Летая на Ме-262А-1а, оснащенном радаром, обер-лейтенант Вельтер сначала 28 ноября сбил 2 «Москито Развитие ночной истребительной авиации Люфтваффе в ходе 2-й мировой войны», а затем в ночь с 12 на 13 декабря - «Ланкастер». В то же время Вельтер полностью «забраковал» Аг-234В в роли ночного истребите­ля (Первоначально планировалось, что к декабрю 1944 г. уже 30 Аг-234В должны были быть оснащены активными поисковыми радарами FuG218 «Neptun-J», системой радионаведения FuG120 «Bernhardine», пассивной системой FuG350 «Naxos Z», а также двумя 20-мм пушками MG151). Его критика главным образом касалась, как ни странно, слишком большого остекления кабины, расположенной в но­совой части самолета. Вельтер утверждал, что во время ночно­го взлета и посадки пилот будет полностью ослеплен лучами прожекторов, а также что во время атаки противника с близ Развитие ночной истребительной авиации Люфтваффе в ходе 2-й мировой войны­кой дистанции был слишком велик риск того, что фонарь бу­дет разбит разлетающимися обломками бомбардировщика. Вельтер после своих побед на Ме-262 стал признанным экспертом по реактивным ночным истребителям, и потому его возражения были безоговорочно приняты.

В результате фирме «Арадо» было предложено так модерни­зировать Аг-234, чтобы он имел стандартную кабину истребите­ля, расположенную в верхней части фюзеляжа (Уже 10.01.1945 г. фирма «Арадо» представила проект ночного ис­требителя Аг-234Р-5. Он имел стандартную кабину и четыре двигателя Heinkel HeS 011. Его вооружение состояло из двух 20-мм пушек MG151, двух 30-мм пушек МК.108 и двух 30-мм пушек МК108 «Schrage Musik». Радиоэлект­ронное оборудование включало Развитие ночной истребительной авиации Люфтваффе в ходе 2-й мировой войны РЛС FuG224 «Bremen», систему наведе­ния FuG120 «Bemhardine», пассивную поисковую систему FuG350 «Naxos Z». Планировалось, что он мог быть запущен в серийное производство до июня 1945 г.). Как показали дальнейшие события, Вельтер оказался прав. Несколько Аг-234 разбились, когда их пилоты были ослеплены посадочными огня­ми. Поэтому новый командир ErpKdo 234 майор Курт Бонов (Предыдущий командир ErpKdo 234 гауптман Биспинг погиб 13.02.1945 г., когда его Аг-234 потерпел катастрофу) приказал на своем Ar-234B-2 W.Nr. 140146 закрасить черной крас­кой нижние и боковые панели остекления кабины.

21 января 1945 г. на базе «Sonderkommando Welter» была со­здана 10./NJG11 под командованием обер-лейтенанта Курта Вельтера, которая стала Развитие ночной истребительной авиации Люфтваффе в ходе 2-й мировой войны первой и единственной боевой эскадрильей ночных истребителей, оснащенной реактивными Ме-262.

Таблица № 1 Производство ночных истребителей Люфтваффе

Год, месяц Bf-110 Ju-88 Do-217 He-219 Та- 154 Do-335 Всего
1941 г.
январь - - - -
февраль - - - -
март - - - -
апрель - - - -
май - - - - -
июнь - - - - -
июль - - - - -
август - - - - -
сентябрь - - - - -
октябрь - - - - -
ноябрь - - - - -
декабрь - - - - -
Всего
в 1941 г.: 594(*) 57(*) - - - - 651(**)
1942 г.
январь - - - - -
февраль - - - -
март - - -
апрель - - -
май - - -
июнь - - -
июль - - -
август - - -
сентябрь - - -
октябрь - - -
ноябрь - - -
декабрь - - -
Всего
в 1942 г.: 501(*) 257(*) - - -
1943 г.
январь - - -
февраль - - -
март - - -
апрель - - -
май - -
июнь - - -
июль - - -

Таблица № 1 (продолжение) Производство ночных истребителей Люфтваффе

Год, месяц Bf-110 Ju-88 Do-217 He-219 Та- 154 Do-335 Всего
август сентябрь октябрь ноябрь декабрь - - - - - - - - -
Всего в 1943 г.: - -
1944 г. январь февраль март апрель май июнь июль август сентябрь октябрь ноябрь декабрь - -
Всего в Развитие ночной истребительной авиации Люфтваффе в ходе 2-й мировой войны 1944 г.: - -
1945 г. январь февраль март апрель май -
Всего в 1945 г.: - -
Всего в 1941-45 гг:

(*) В т.ч. самолеты, первоначально изготовленные в варианте дневных тяжелых истребителей.

(**) Кроме того, еще 280 Bf-110 и 13 Ju-88 были переоборудованы в ночные истребители из самолетов, изготовленных в 1939—40 гг.

Таблица № 2 Состав ночной истребительной авиации Люфтваффе (с учетом учебных эскадрилий и учебно-боевых эскадр NJG101, NJG102)

Период Bf-110 Ju-88 Do-217 He-219 Bf-109 FW-190 Прочие Всего
01.03.42г. _ _ _ _
01.04.42г. . . . _
01.05.42г. . - - -
01.06.42г. . - - -
01.07.42г. . - - -
01.08.42г. . - - -
01. 09.42г. . - - -
01.10.42г. - - -
01.11.42г. _ - 6(1)
01.12.42г. - - -
01.01.43г. _ _ _
01.02.43г. . - -
01.03.43г. . - -
01.04.43г. _ . .
01.05.43r. . - -
01.06.43г. . - -
01.07.43г. . 2(2)
01.08.43г. 2(3)
01.09.43г. 4(4)
01.10.43г. 1(5)
01.11.43г. - 1(5)
01.12.43г. 2(5)
01.01.44г. _ 1(5)
01.02.44г. - 2(6)
01.03.44г. 2(6)
01.04.44г. 5(7)
01.05.44г. 14(8)
01.06.44г. 12(9)
01.07.44г. 8(10)
01.08.44г. 6(10)
01.09.44г. 6(11)
01.10.44г. 5(12)
01.11.44г. - 5(10)
01. 12.44г. - 3(10)
01.01.45г. . _ _
15.04.45г Развитие ночной истребительной авиации Люфтваффе в ходе 2-й мировой войны. - - 4(13)

Примечания к таблице № 2:

(1) Не-111Н-6 из 10.(Nacht)/ZGl.

(2) Один Не-111Н-6 и один Не-111Н-11 из NNJSchw. Lft6.

(3) Один Не-111Н-6 и один Не-111Н-11 из 8./NJG200.

(4) Один Не-111Н-6 и два Не-111Н-11 из 8./NJG200, а также один Ju-87D-5 из I./NJG100.

(5) Ju-87D-5 из I./NJG100.

(6) Один Ме-410 из III./NJG1 и один Ju-87D-5 из I./NJG100.

(7) В т.ч. 3 Ме-410 из I./NJG1 и 2 FW-189A-2, 3 из I./NJG100.

(8) В т.ч. 7 Ме-410 из I./NJG1 и 7 FW-189A-2, 3 из I./NJG100.

(9) В т.ч. 4 Ме-410 из I./NJG1 и 8 FW-189A-2, 3 из I Развитие ночной истребительной авиации Люфтваффе в ходе 2-й мировой войны./NJG100.

(10) FW-189A-2 и 3 из I./NJG100.

(11) Один FW-189A из I./NJG100 и 5 FW-189A из I1./NJG100.

(12) FW-189AH3 II./NJG100.

(13) Ме-262А-1а и Ме-262В-1а/U1 из 10./NJG11.


documentaediten.html
documentaedjaov.html
documentaedjhzd.html
documentaedjpjl.html
documentaedjwtt.html
Документ Развитие ночной истребительной авиации Люфтваффе в ходе 2-й мировой войны